Get Adobe Flash player

Акватория порта состоит из внутренней акватории и внешнего рейда. Вход в порт осуществляется по подходному каналу шириной 40 м и глубиной 4.7-8.0 м. 
Порт по своему расположению, размерам, метеорологическим условиям не может служить убежищем для судов при штормовых ветрах cеверной половины горизонта.  
 
Приливные колебания уровня воды незначительны, величины их не превышают нескольких сантиметров. Наиболее существенное влияние оказывают сгонно-нагонные колебания, в основном под влиянием сильного ветра с запада. При западных ветрах со скоростью более 17 м/сек в порту происходит нагон воды, вызывающий подъем уровня до 1,5 м. Время подъема уровня воды зависит от силы ветра и может достигать 3-х часов.  
 
В порт могут заходить суда водоизмещением до 5000 т, длиной до 140 м, шириной до 17,5 м, осадкой до 4,6 м. Грунт на акватории порта в основном ил и песок. 
На акватории порта установлен регулируемый порядок движения судов. Управление движением осуществляется Службой управления движением судов (СУДС) через Центр управления движением судов, телефон +7 (86148) 5-58-16, каналы УКВ связи 16, 69, позывной «Темрюк-радио-17».  
 
Лоцманская проводка на акватории порта для всех судов валовой вместимостью свыше 200 является обязательной. Заявка на лоцманское обслуживание подается в инспекцию государственного портового контроля (ИГПК) капитаном судна или морским агентом для судов. От лоцманской проводки освобождаются маломерные суда и суда валовой вместимостью до 200; суда, постоянно работающие в пределах района обязательной лоцманской проводки; корабли и суда ВМФ, ПС ФСБ России и др.  
 
До захода в порт капитаны судов проводят все положенные мероприятия согласно Кодексу ОСПС по установлению на судне уровня охраны, который действует в порту. Отдел морской безопасности Администрации морских портов Тамани телефон: +7 (86148) 6-04-23 
 

                       
 

Все суда, стоящие в порту, обязаны нести постоянную радиовахту на УКВ, канал 16. Охрана стоящих в порту судов и находящихся на них грузов возлагается на экипажи судов, судовладельцев или фрахтователей.  
 
На акватории порта действуют требования Международной конвенции МАРПОЛ 73/78 с Приложениями I-V, а также российского законодательства по предотвращению загрязнения морской среды. При входе в Азовское море судно должно заменить изолированный балласт, принятый в Черном море, на воды Азовского моря с соответствующей записью в судовом журнале. Суда, не соответствующие требованиям МАРПОЛ 73/78 в порт не принимаются.  
 
Судам, стоящим в порту у причалов и на рейде, запрещается сливать с судна за борт сточные воды, любые нефтесодержащие смеси, в том числе и чистый водяной балласт, выбрасывать за борт отходы любого рода. Запрещены работы по очистке и покраске корпусов судов, мойка палуб и грузовых помещений. 
На всех судах, находящихся на акватории порта, устанавливаются специальные ёмкости под сухие отходы, которые на рейде забирает специализированное судно-сборщик, а у причалов судно-сборщик или специальный автотранспорт. Заявки судов на удаление отходов должны подаваться капитанами судов через морских агентов не позднее, чем за 2 часа до готовности судна к операции. Для сдачи нефтесодержащих смесей или сточных вод капитан судна заказывает через агентов плавучие средства для их приёма, не позднее, чем за 2 часа до готовности судна к операции. 
 

                            
 
Начальник АМП Тамани +7 (86148) 5-20-91  
 
Таманский филиал ФГУП «Росморпорт» +7 (86148) 5-18-86  
 
Капитан порта Темрюк +7 (86148) 5-58-10  
 
Диспетчерский центр Таманского филиала ФГУП «Росморпорт» +7 (86148) 5-58-17  
 
Инспекция государственного портового контроля +7 (86148) 5-58-15  
 
Центр управления движением судов +7 (86148) 5-58-16  
 
Таможенный пост «Морской порт Темрюк» +7 (86148) 5-15-13, +7 (86148) 5-25-19  
 
ОПК «Темрюк» ПС ФСБ России +7 (86148) 5-58-21  
 
Темрюкское межрайонное отделение ветеринарного надзора Управления Федеральной службы Россельхознадзора по Краснодарскому краю и республике Адыгея в порту Темрюк +7 (86148) 5-86-60  
 
Пограничный пункт по карантину растений «Морской порт Темрюк» +7 (86148) 5-86-61, +7 (86148) 5-36-94 
 

 
Морской порт ТЕМРЮК 
 
Краткие сведения
 
 
Северная широта 45° 23', Восточная долгота 37° 25'Морской порт Темрюк расположен на Таманском побережье Азовского моря при впадении в него реки Кубань, в 4-х км от города Темрюк, входящего в состав субъекта Российской Федерации - Краснодарского края. 
 
Город существует с 1556 г. и был основан черкесским князем Темрюком, давшим своё имя крепости и первому поселению при ней. Период княжения Темрюка совпал с попыткой расширения влияния России на Северном Кавказе, обусловленного государственной политикой Ивана Грозного, ставившего своей целью выйти к побережьям северных, северо-западных и южных морей. Вероятно, эту цель преследовал и династический брак русского царя и дочери князя. Однако в этот период времени в силу ряда причин закрепиться России на Северном Кавказе не удалось, хотя идея расширения пределов государства на юг со временем становится всё более актуальной. 
 
Во второй половине 18 века Северный Кавказ и в том числе Таманский полуостров вошел в состав России.В 1792 году Темрюк был передан во владение запорожских (черноморских) казаков и стал называться Темрюкским урочищем. Впоследствии Темрюкское урочище превратилось в Темрюкскую станицу. Знаменательным событием для станицы стало принятие положения о заселении Темрюка, утверждённого 31-го марта 1860 года, в котором сказано: «На Азовском море, в пределах земли Войска Черноморского, у так называемого Темрюкского (Курчанского) лимана открывается порт и учреждается на месте, называемым Темрюкской станицей, портовый город «Темрюк». 
 
По причине высокой заносимости порт долгое время был доступен только для мелкосидящих судов. Попытки решить проблему навигации на прилегающей акватории были предприняты в 1895 году, когда, «ввиду развившегося судоходства» в течение трёх лет были проведены дноуглубительные работы, к сожалению, не давшие никаких результатов. Поэтому в 1902 году было возбуждено ходатайство об устройстве в Курчанском лимане закрытого порта. В 1904 году проект нового порта был утверждён Министерством путей сообщения, и для его осуществления было ассигновано 450 тысяч рублей. Постройка порта началась весной 1905 года и завершена в 1908 году. Общая сумма затрат на строительство составила 1500 тысяч рублей. Однако проблемы заносимости акватории до конца не были решены, в результате чего порт вынужден был тратить значительные средства на дноуглубительные работы, что в определённой мере снижало его конкурентоспособность. Для решения этой проблемы были предложены меры, реализация которых по капиталовложениям были сопоставимы со стоимостью строительства нового порта. Последовавшие затем первая мировая война, революция, хозяйственная разруха в стране отодвинули проблемы развития порта на долгие годы. 
 
С 1935 по 1949 год морской порт Темрюк принадлежал Министерству морского флота СССР.На основании Постановления Совета Министров № 11866-р от 30 июня 1949 года и приказов Министерства морского флота и Министерства рыбного хозяйства № 425/590 от 5/10 августа 1949 года порт передан Министерству рыбного хозяйства. 
 
В 1958 году порт был объединен с Темрюкским рыбзаводом и упразднен как хозяйственная единица, т.е. были утрачены разрядность и статус порта.На основании приказа № 436 от 30.09.65 года Главного управления рыбной промышленности, Государственного комитета по рыбному хозяйству было образовано управление "Азрыбтехфлот" как самостоятельная организация с размещением на территории порта Темрюк.После акционирования в 1994 году (управления "Азрыбтехфлот" в АООТ "Азрыбтехфлот") коллектив АООТ "Азрыбтехфлот" вышел с ходатайством к администрации Темрюкского района о переименовании его в АООТ "Морской торговый порт Темрюк". 
 
Администрацией района и Краснодарского края эта инициатива была поддержана и приказом № 58 от 24.08.1994 года по Департаменту морского транспорта РФ "Морской торговый порт Темрюк" включен в перечень морских портов РФ. 
 
В целях ускорения реализации государственной программы возрождения торгового флота РФ, для координации функционирования порта, финансирования и строительства объектов общепортового назначения, в июне месяце 1994 г. создано акционерное общество "Компания порт Темрюк". 
 
Учредителями АОЗТ "Компания порт Темрюк" (всего 11) стали существующие предприятия и организации, которым в порту были отведены земельные участки, в том числе: управление «Темрюкмортранс» предприятия "Кубаньгазпром", ПКП "Газкомплектимпекс", АООТ "Кубанское речное пароходство", АООТ "Морской торговый порт Темрюк" (бывший "Азрыбтехфлот"), рыбколхоз "Рассвет", АОЗТ "Лико-Темрюк" и другие. 
 
В порту базируется отдельный дивизион пограничных сторожевых кораблей и судоремонтный завод Федеральной пограничной службы РФ, предусматривается перебазирование отдельных подразделений ВМФ РФ. 
 
В настоящее время в порту имеется 796 погонных метров оборудованных причалов, в портовых организациях работает около 1000 человек.Железнодорожная станция Темрюк находится в 4-х км от порта. К западной части порта подведена в 1998 г. железная дорога, а с 1999 г. СКЖД по заданию МПС ведется строительство подъездного железнодорожного пути к причалам восточной части порта и реконструкция соединительной дамбы.Автомобильная дорога связывает все участки порта. Расстояние до города Темрюк 4 км. 
 
За период с 1996 по 1998 год основным видом перерабатываемых через порт грузов были генеральные грузы: - лес круглый, лесоматериалы, металл (прокат, арматура), негабаритные грузы, продукты питания. Однако грузооборот порта не превышал 100 тыс. тонн/год.Порт Темрюк до 1996 г. практически не работал из-за ограниченной глубины подходного канала. В 1996 г. за счет средств акционеров выполнялись работы по капитальному ремонту Восточного оградительного мола протяженностью 475 м. и дноуглубительные работы на подходном канале. В настоящее время эти работы в основном завершены и порт принимает суда типа река море водоизмещением до 5000 тонн. 
 
На основании Постановления Совета Министров - Правительства РФ № 1299 от 17.12.93 г. "Об организации управления морскими портами" и в соответствии с Приказом Министра транспорта РФ № 7 от 03.02.94 г. "Об учреждении морских администраций портов" на базе не подлежащего приватизации имущества в марте 1996 г. создана Морская администрация порта Темрюк (МАПТ), как единый Государственный орган управления и регулирования портовой деятельностью. 
 
В настоящее время разработано, согласовано и утверждено ТЭО "Развитие Темрюкского воднотранспортного узла" (ТВТУ). Постановлением Правительства Краснодарского края № 21-рп от 15.10.96 г. разрешено строительство порта. 
 
Развитие Темрюкского порта и преобразование его в воднотранспортный узел предполагает реконструкцию и расширение порта за счет освоения новых заболоченных площадей, с увеличением, более чем в 2 раза по сравнению с существующей, территории и акватории порта и наращивание перегрузочных мощностей до 10 млн. т в год. Территория Темрюкского воднотранспортного узла в соответствии с ТЭО будет занимать площадь 391,47 га, в том числе 153,92 га акватории. Общая длина причального фронта составит 7730 погонных метров. 
 
В структуре грузооборота 45% будут занимать генеральные грузы, 20% - контейнерные и 14% - лесные. Все остальные грузы (продовольственные, оборудование, металл, бункеровочное топливо) - составят не более 21 %. 
 
Для обеспечения наращивания грузооборота воднотранспортного узла предусматривается развитие как внутрипортового, так и внешнего автомобильного и железнодорожного транспорта. 
 

 
Морской порт Кавказ 
 
Краткие сведения 
 
Северная широта 45° 23', Восточная долгота 37° 25'Порт Кавказ, как портопункт Керченского морского торгового порта, построен в 1953 г. и его хозяйственная деятельность была направлена на обеспечение работы паромнойпереправы "Крым-Кубань". 
 
После раздела СССР объем грузоперевозок Керченской паромной переправызначительно сократился. Закрыто функционирование железнодорожных паромов. В настоящее время осуществляются паромные перевозки пассажиров и автомобильного транспорта. Все суда - паромы остались на Украине. 
 
В момент раздела имущества порт Кавказ был передан Государственному предприятию «Кубанское речное пароходство». В 1993 году произошло акционирование предприятий, находящихся на территории порта. 
 
Постановлением Правительства РФ №702 от 13.06.96 г. «О федеральной целевой программе по комплексному социально-экономическому развитию Краснодарского края» в 1996-2000 г.г. предусматривается довести грузооборот морского порта Кавказ до 4 млн. т. 
 
3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3.1. Свод обычаев морских портов Темрюк и Кавказ (далее «Свод обычаев») основывается на Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральном законе Российской Федерации от 26 декабря 1995 г. «Об акционерных обществах», Положении о морской администрации портов Темрюк и Кавказ (МАПТ), Обязательных постановлениях МАПТ по портам Темрюк и Кавказ, уставах Обществ, осуществляющих свою деятельность в портах, международной практике работы морских торговых портов и стивидорных компаний. 
 
3.2. Свод обычаев определяет режим работы, предоставляемые услуги, правила, нормы, тарифы с учетом продолжительности и постоянства их применения. 
 
3.3. Функции портовых властей возложены на государственное учреждение «Морская Администрация портов Темрюк и Кавказ». МАПТ непосредственно подчиняется Министерству транспорта Российской Федерации, которое осуществляет общее руководство деятельностью морских администраций портов, назначает их руководителей, определяет порядок взимания и использования портовых сборов. 
 
На МАПТ возложены функции по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в порту, включая:

  • надзор за соблюдением законов, правил и международных договоров Российской Федерации по торговому мореплаванию;
  • надзор за технической эксплуатацией портовых сооружений и объектов, их ремонт, развитие и строительство;
  • установление порядка захода и выхода судов из порта;
  • регулирование движения судов в пределах акватории порта;
  • взимание портовых сборов.

3.4. Морской порт Темрюк принимает суда длиной до 140 м, шириной до 17,5 м, осадкой до 5 м. В связи с тем, что уровень воды в порту под воздействием ветров может изменяться в пределах до 1,5 м, фактическая допустимая осадка может отличаться от объявленной. Уточнённые сведения могут быть получены в ИГНП.Морской порт Кавказ принимает суда длиной до 130 м, шириной до 14,5 м, осадкой до 5 м. В связи с возможными колебаниями уровня воды под действием штормовых ветров в пределах 0,75 м, сведения о проходной осадке в порту на данный конкретный момент времени при конкретных метеоусловиях можно получить по радио в ИГНП или у лоцмана.Сведения об изменениях объявленной осадки по портам Темрюк и Кавказ публикуются в прибрежных предупреждениях р/с «Новороссийск-радио» и извещениях мореплавателям. 
 
3.5. Лоцманская проводка судна в порты (из портов) и при перестановке от причала к причалу обязательна. 
 
3.6. Причалы, склады, внутренние автомобильные дороги и железнодорожные пути в морском порту Темрюк находятся в аренде, собственности или на ином вещном праве .Причалы, склады, внутренние автомобильные дороги и железнодорожные пути в морском порту Кавказ находятся в аренде, собственности или на ином вещном праве. 
 
3.7. Технико-экономические сведения по морским портам Темрюк и Кавказ приведены в следующих Приложениях: 
 
3.7.1. Перечень и ставки сборов приведены в Приложении 4.
3.7.2. За использование самоходных плавсредств во всех случаях, кроме их работы при швартовке-отшвартовке и перестановке судов всех групп, взимается плата по ставкам, приведенным в Приложении 5. 
 
4. РЕЖИМ РАБОТЫ 
 
4.1. Морские порты Темрюк и Кавказ открыты для захода судов круглый год. 
 
4.2. Нормальным рабочим временем в портах считается время с 08.00 до 20.00 часов, кроме выходных и праздничных дней. 
 
4.3. Праздничными являются дни, объявленные государством –1 и 2 января – Новый год;7 января – Рождество Христово;23 февраля- День воинской славы России — День защитника Отечества8 марта – Международный женский день;1 – Праздник Весны и Труда;9 мая – День Победы;12 июня – День принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации;12 декабря – День Конституции. 
 
4.4. Круглосуточная работа в портах, в том числе в выходные и в праздничные дни, может производиться на договорных условиях. Работа выполняется в две смены: 1-ая 08.00. – 20.00; 2-ая 20.00. – 08.00. 
 
4.5. Порты не работают с 20.00 31 декабря до 20.00 1 января. 
 
4.6. Рабочее время административно-управленческого персонала и вспомогательных служб Обществ - с 08.00 до 17.00, исключая субботние, воскресные и праздничные дни.Оформление документов транспортно-экспедиторскими подразделениями Обществ и (или) их операторов может производиться круглосуточно на договорных условиях.

Contribute!